Димитрий Феофанович Игнатенко родился 11 февраля 1872 в селеАгайманы Мелитопольского уезда Таврической губернии в семье священника. В 1896 г. окончил Киевскую Духовную Академию кандидата со степенью богословия. В том же году начал преподавать Закон Божий и географию в Симферопольском Духовном Училище, со следующего года преподавал там же историю, катехизис и церковный устав с кратким объяснением богослужения. 4 февраля 1898 г. Таврическим епископом Михаилом (Грибановским) рукоположен во иерея. Направлен в Керчь помощником благочинного и законоучителем Кушниковского девичьего ин-та. С 1901 г. служил в одном из храмов Симферополя, состоял законоучителем и классным наставником в мужской гимназии, членом Совета епархиального женского училища, был делопроизводителем епархиального училищного совета. В 1910 г. награжден Синодом наперсным крестом и серебряной медалью на двойной Владимирской и Александровской ленте. Возведен в сан протоиерея. Был назначен заведующим епархиальной канцелярией.

Во время гражданской войны не оставлял свою паству. Вскоре после установления в Крыму советской власти в ноябре 1920 г. Димитрий Игнатенко был впервые арестован во время облавы в Симферополе, но отпущен на свободу. Служил в кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе. 28 августа 1922 г. присутствовал на тайном постриге и хиротонии Севастопольского епископа священномученика Сергия (Зверева). В ноябре того же года был в числе обвиняемых на показательном судебном процессе в Симферополе против крымских священнослужителей во главе с Таврическим архиепископом священномучеником Никодимом (Кротковым). Обвинялся в неповиновении властям, сопротивлении при изъятии церковных ценностей и участии в проведении 2 «нелегальных» собраний. 1 декабря 1922 г. Димитрий Игнатенко был приговорен Верховным революционным трибуналом при КрымЦИК к заключению в лагере, но освобожден по амнистии.

Сразу после процесса воодушевленные осуждением православных священнослужителей обновленцы попытались захватить кафедральный собор, получив 2 декабря соответствующий документ в НКВД Крымской АССР. Однако на следующий день обновленцы застали в Александро-Невском храме Димитрия., который раньше обычного времени начал утреннее богослужение. Собравшиеся прихожане воспрепятствовали обновленцам проводить службу. В связи с этим обновленцы потребовали от властей взять Димитрия под стражу и привлечь к судебной ответственности. Александро-Невский храм вскоре был закрыт государственными органами.

Вечером 9 марта 1923 г. Д. был вновь арестован в только что открытой церкви упраздненной Таврической ДС. Проходил по делу вместе в другими священниками Александро-Невского собора, а также с церковным старостой и его заместителем. Обвинялся в «антисоветской агитации» и выступлениях против обновленчества, в поминовении за богослужением осужденного архиепископа Никодима. 15 мая постановлением НКВД Крымской АССР выслан в Екатеринославскую губернию. С 1 июня проживал в Мелитополе. Православная общественность Крыма обращалась с просьбами о возвращении Димитрия в его приход, что вызывало недовольство властей. На обращение в ГПУ с просьбой о его возвращении в Крым Мелитопольского епископа Сергия (Зверева) последовал ответ, что подобные ходатайства будут рассматриваться как «содействие контрреволюции со всеми вытекающими последствиями». 30 сентября Димитрий был арестован в Мелитополе и в конце 1923 г. административно выслан на 2 года в Среднюю Азию.

По отбытии ссылки Димитрий Игнатенко вернулся в Симферополь, служил настоятелем кладбищенской Преображенской церкви. 1 мая 1926 г., в Страстную субботу, на проповеди призвал прихожан к христианскому милосердию и просил «ради Воскресшего Христа обратить внимание на братьев, томящихся в темнице». После этого в храме был проведен сбор пожертвований, а в последующие дни прихожане добились права устроить для заключенных городской тюрьмы праздничное угощение в честь Светлого Христова Воскресения. 11 мая Димитрий был арестован. Его обвиняли в нелояльном отношении к церковной политике властей, принадлежности к официально не зарегистрированной тогда Патриаршей Церкви, намерениях «нелегально управлять тихоновщиной во всекрымском масштабе». Был осужден на 3 года ссылки и выслан в Марийскую автономную область.

После отбытия срока ссылки Димитрий, которому было запрещено возвращение в Крым, поселился в Мелитополе. Через некоторое время стал настоятелем Алексиевской церквки поселка Круча (близ Мелитополя). Власти через соглядатаев следили за служением Димитрия, который не переставал проповедовать слово Божие, как подсказывала ему пастырская совесть. Так, он говорил прихожанам, что «живой человек выше класса» и требует помощи и сострадания независимо от социального происхождения. Последние проповеди Димитрия звучали для властей прямым обличением: «Добродетель и благочестие попираются, а пороки и нечестие торжествуют, но суд Божий ждет всех нечестивцев, если они преследуют благочестие». 5 июля 1935 г. Д. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и отправлен в мелитопольскую тюрьму. На следствии Димитрий держался мужественно, не скрывал своих взглядов, во время последнего допроса сказал, что считает социализм несовместимым с религией. Пребывание в тюрьме подорвало силы Димитрия. 9 сентября его перевели в тюремную больницу, где он вскоре скончался. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Источник:
http://www.pravenc.ru/text/178033.html

..