На сегодняшний день истинное понятие духовности и нравственности очень актуально для нашего общества, поскольку нормы поведения современной молодежи часто пропагандируют правила «быть в тренде», соответствовать своим кумирам и идеалам, выделяться из толпы, приобщаясь к различным псевдокультурам и течениям. И часто молодые люди не задумываются о том, какими путями и методами достигается все это «совершенство» и к чему все это может в результате привести. В подростковом возрасте юноши и девушки занимаются активным поиском себя, стремятся попробовать все и сразу, и иногда эти попытки заводят их в не совсем правильное русло. Темы разврата и пристрастия к вредным привычкам стали нормой для многих из них. В беседах с молодыми людьми мне приходилось наблюдать: не каждый может ответить, что означают чаще всего не модные сегодня в молодежных кругах понятия «духовность» и «нравственность».

В современных условиях четко выделяются проблемы реализации духовно-нравственного воспитания. Это: — кризис и разрушение семьи, поскольку часто родители сами имеют очень низкий уровень духовно-нравственной культуры, некомпетентны в аспектах духовного воспитания и становления ребенка. К сожалению, приходится говорить об утрате функции семьи в вопросах передачи жизненных и культурных ценностей; — разрушение традиционного уклада жизни, основанного на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений, правил доброй и благочестивой жизни; — мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная неподготовленность большей части современного общества к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

Именно поэтому мы, педагоги, в своей работе должны обращать особое внимание на формирование нравственной личности путем духовного, культурного и патриотического воспитания. Я считаю, что в настоящее время без должной воспитанности обучающихся невозможен и образовательный процесс. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Оно должно способствовать развитию и становлению личности, вести каждого к мироощущению, мировоззрению, основанному на признании традиционных ценностей в качестве приоритетных. 

Мне хочется поделится опытом своей работы, который, как показала практика, приносит хорошие результаты. Для меня важны два основных направления, которыми я занимаюсь, – педагогика и организация паломнических поездок по Крыму. Я работаю в Симферопольском автотранспортном техникуме и в паломническом отделе Симферопольской и Крымской епархии. Эти два направления очень тесно связаны друг с другом, когда речь идет о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, поскольку сохранение и возрождение культурного наследия начинаются с изучения своей Святой Православной веры, своего края, традиций. В своей работе я обращаюсь к традиционным основам воспитания – это христианские ценности и добродетели, формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, осознание ценности человеческой жизни, воспитание бережного отношения к собственной жизни и здоровью, объяснение традиционного образа семьи, уважение к старшим, любовь и самопожертвование, интерес к родной истории и культуре. 

Один из классных часов, который я провела, был посвящен теме «Общечеловеческие ценности». На помощь в его проведении я пригласила учащихся Таврической духовной семинарии. Семинаристы с большим вниманием и интересом приняли приглашение и побеседовали со студентами техникума. Встреча прошла в виде дискуссии. Основная идея заключалась в том, чтобы донести до ребят, часто далеких от церковной жизни, понятия о таких традиционных ценностях как любовь, дружба, взаимопонимание, семья, брак, мир.  

Семинаристы рассказали свои истории жизни, о том, как они пришли в Церковь, о своем быте в семинарии, о своих жизненных приоритетах. Рассказали о десяти заповедях Божиих и девяти Заповедях блаженства, объяснили их значения, обсудили необходимость сохранения христианских ценностей в современном мире. Встреча прошла в очень дружеской атмосфере.

Важным источником духовно-нравственного воспитания обучающихся является посещение музея святителя Луки, который расположен на территории Свято-Троицкого монастыря в Симферополе. Экскурсоводы музея всегда с большой любовью и вниманием рассказывают о жизни святителя, о его служении Богу и людям. Здесь можно узнать, что святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) известен как архиерей и профессор медицины, который прошел пытки, тюрьмы и ссылки за свою веру, но не сломился и даже стал лауреатом Сталинской премии I степени за свой труд «Очерки гнойной хирургии». По утверждению медиков, труд этот актуален и сейчас. Каждый раз я видела, как меняется мировоззрение и общее отношение к религии у молодых людей, часто далеких от Церкви и религиозной жизни, при посещении этого музея.

Никого не может оставить равнодушным посещение Свято-Александро-Невского собора в Симферополе. Этот храм теперь по праву, как и ранее, является духовной и культурной доминантой города. Вы знаете, что в этом храме пребывают мощи святителя Гурия Карпова, еще одного крымского святого.

На экскурсиях мы рассказываем об истории этого собора и о жизни святителя Гурия. Напомню, что святитель Гурий, в миру Григорий Платонович Карпов, был выдающимся ученым – этнографом, синологом – то есть знатоком культуры, философии, языка и обычаев Китая, автором классического перевода Евангелия на китайский язык. Как руководитель Пекинской духовной миссии архимандрит Гурий внес огромный вклад в установление добрососедских отношений между Российской империей и Китаем.

Святитель Гурий прикладывал огромные усилия и к тому, чтобы просвещать сектантов; вел переписку с ними, терпеливо разъяснял все их заблуждения, связанные с неправильным толкованием священных текстов. Он – основатель Таврической духовной семинарии, основал и мужское, и женское духовные училища в Симферополе, многочисленные воскресные школы. Жертвовал огромные суммы – у него была большая дипломатическая пенсия – на нужды просвещения. Из числа научных трудов святителя Гурия можно назвать, например, знаменитый трактат о китайском буддизме. Этот архипастырь был в полном смысле слова ученым, этнографом, который внес колоссальный вклад в этнографическую науку 19-го века. 

Хотелось бы также отметить, что наш паломнический отдел бесплатно организует и проводит для детей паломничества по святыням Симферополя, куда входит и посещение Свято-Александро-Невского собора, и каждый заинтересованный преподаватель или родитель может на автобусе или на электричке из любого города или поселка Крыма привезти группу ребят. 

Еще одно направление огромной воспитательной работы, которая проводится в автотранспортном техникуме с моим участием – это сотрудничество техникума и Симферопольской и Крымской епархии. Было подписано Соглашение о совместной воспитательной работе. В рамках этого соглашения уже проведены такие мероприятия как круглый стол «Милосердие и доброта», беседа «Православная музыка и современность», лекция на тему: «О семье, семейных ценностях, любви и верности», интерактивная беседа «Взаимоотношения с родителями. Что делать, если родители тебя не понимают». В ближайшее время состоится еще одна интересная для студентов встреча. Будут затронуты темы «Славянская письменность» и «Православие и спорт». Результаты этой воспитательной работы уже видны и в повседневном поведении ребят, и в их отношении к другим людям.

И в заключение хочу заметить, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны в современных условиях, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. 

Автор: Остожьева Н.А.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Проблемы души нашего времени»

Симферополь, 2017 г.

..