Христианство появилось в Крыму в I веке по Рождеству Христову, когда святой апостол Андрей Первозванный, получив по жребию Скифию и Северное Причерноморье, проповедовал слово Христово, пройдя по Тавриде. Христианская история крымского полуострова также неразрывно связана и с другими святыми, чей молитвенный подвиг многих обратил в христианство. Здесь нельзя не вспомнить о первых слушателях, учениках святого апостола: их имена Инна, Пинна и Римма. Имена эти мужские.

Приняв святое крещение, они проповедовали христианство в языческой Скифии, дойдя со своей проповедью до Дуная, были жестоко утоплены. Церковное предание гласит, что их мощи покоятся в Алуште.

Священномученик Климент, папа Римский, был изгнан в Крым на работы в инкерманские каменоломни, с его именем связана история возникновения Инкерманского монастыря, который считается одним из самых древнейших.Позже обитель была освящена во имя своего основателя.

Значительный вклад в развитие православия в Крыму внесли славянские просветители братья Кирилл и Мефодий, обнаружившие во время пребывания в Херсонесе загадочные знаки, на которых были написаны священные для христиан книги – Евангелие и Псалтирь. Разгадка этих знаков стала мощнейшим толчком для создания в 863 году славянской азбуки.

Именно в Крыму, в Херсонесе, в 988 году принял святое крещение Киевский великий князь Владимир, и именно из Крыма пришло на Русь Православие.

Без веры в Бога, без религии, нет основания для нравственной жизни, которая так важна для общества в наше время политических сложностей, нестабильности экономики, рыночных отношений, когда мы встречаем много препятствий и часто испытываем недостаток душевных сил.

Православное паломничество часто помогает нам обрести эти силы и найти дорогу в Церковь. Паломничество – это духовная работа, особый духовный подвиг. Главная цель паломника – соприкоснуться со святыней, главным его чувством должно быть благоговение. Смысл паломничества раскрывается в молитве, богослужении, поклонении святыням, а их в Крыму великое множество.

Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский и Таврический, сказал: «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном…»

Посещая средневековые скальные монастыри, мы видим в них большое сходство с греческими, но их можно посещать и женщинам, в отличие от афонских. Того, кто сможет собраться с силами и подняться туда, несмотря на отсутствие хороших дорог и подъездов, ждет незабываемое соприкосновение со строгой и чистой монашеской жизнью, которую вели святые подвижники давних времен.

Особенно почитаемы паломниками и местными жителями древние обители – это Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь, где была явлена чудотворная крымская икона Пресвятой Богородицы; монастырь святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана над Алуштой, на территории которого находится целебный источник; Благовещенеский монастырь на южном склоне Мангупа: на вершине этой горы находилась столица древнего христианского княжества Феодоро (XII-XV вв.); Топловский Троице-Параскевский монастырь с целебными святыми источниками и купелями; Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, чья история связана с именами многих замечательных личностей: императоров Александра I и Николая II, выдающегося русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и других. Свято-Георгиевский монастырь сыграл важную роль в духовной жизни Российского Черноморского флота.

Очень важно в наше время помнить, что без веры и нравственности нет патриотизма. Посещая святыни Севастополя или Керчи, невозможно не поклониться подвигу воинов, которые в жестоких боях самоотверженно защищали нашу землю. Именно поэтому, разрабатывая паломнические поездки, сотрудники паломнического отдела, который действует в Симферопольской и Крымской епархии, назвали одну из своих программ по Севастополю «И мирный зов святынь и цитаделей слава». В эту программу входит посещение святынь и памятных мест, связанных с обороной Севастополя. С ней можно ознакомиться на этом сайте.

Приезжая в Крым, начинать знакомство со святынями полуострова нужно с Симферополя – столицы Республики. В Симферополе много православных храмов. Это и первый храм города – Константино-Еленинская церковь – храм, в котором молилась Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787), это и Свято-Петропавловский собор, где покоятся мощи крымского святого Гурия (Карпова) архиепископа Таврического и Симферопольского. Преосвященный Гурий много сделал для Таврической епархии: основал Таврическую духовную семинарию, вел большую миссионерскую деятельность, боролся с различными сектами. За свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград. Владея китайским языком, владыка Гурий перевел на него Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Теперь уже можно посетить и воссозданный в самом центре крымской столицы Свято-Александро-Невский собор. Этот храм был взорван в 1930 году. Сейчас под патронатом Президента России стараниями Митрополита Лазаря завершаются работы по восстановлению и благоукрашению этой величественной святыни. В Свято-Троицком соборе женского действующего монастыря можно поклониться мощам святителя и исповедника Крымского Луки (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). Он был Архиепископом и хирургом, всей своей жизнью показавшим пример сочетания служения архипастыря и врача. Молитвами святителя совершались и совершаются многочисленные чудеса исцелений от душевных и телесных недугов, изменения духовного состояния людей во славу Божию.

Очень хочется, чтобы люди, приезжая в Крым, в это уникальное место с красивой природой, ласковым солнцем и теплым морем, открывали для себя и Крым Православный.

Наталья Александровна Остожьева
организатор паломнических поездок по Крыму

Из доклада на совещании рабочей группы по вопросам организации и развития православного паломничества и религиозного туризма в Крыму в Государственном Совете Республики Крым.

Симферополь, 2016

..