Статус:

действующий женский монастырь.

Святыни, реликвии, святые источники:

мощи преподобной Параскевы, игумении Топловской, источник святой прпмчц. Параскевы, источник св.вмч. Георгия Победоносца, источник Трех Святителей.

Месторасположение:

с. Учебное (Верхняя Тополёвка) Белогорского района.

Адрес:

297652, Россия, Республика Крым, Белогорский район, с. Учебное.

Наместник:

игумения Параскева (Тищенко).

 

Одно из дореволюционных изданий, посвященных монастырю, сообщает, что «Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь находится на Крымском полуострове, в южной части Феодосийского уезда, в 70 верстах от губернского города Симферополя, близ греческой деревушки Топлу, от которой и получил свое название» («Топос» по-греч.- место, пункт, страна местность). Деревня Топлу со временем стала называться Топлы. В советское время переименована в Тополевку. Почему здесь, в столь удаленной местности, возник монастырь?

В окрестностях Топлу находились остатки средневековых христианских храмов, некоторые из них сохранились до наших дней. В самом Топлу, возле небольшого пруда, имелись развалины фундамента средневековой греческой церкви, которая по свидетельству местных жителей, носила имя св.преподобномученицы Параскевы. Неподолеку от этих мест, возле деревни Ортолан (ныне с.Земляничное) также были обнаружены руины древней церкви во имя этой же святой.

Сам же монастырский источник, носящий имя св. Параскевы, вытекал из-под развалин одноименной церкви, от которых сейчас ничего не осталось, они были уничтожены при благоустройстве источника еще в середине XIX века.

В окрестностях монастыря на высоком холме стоит армянская церковь. Ранее территория, на которой находится эта церковь, принадлежала монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907г. силами монастыря он был отреставрирован. Армянская церковь была построена в честь св.Параскевы в 1702г.

Имелась еще одна церковь во имя св.преподобномученицы Параскевы - рядом с Судакской крепостью. Этот греческий храм также был заброшен после переселения христиан в Приазовье, а впоследствии немецкие колонисты-лютеране использовали его под кирху.

Такое обилие храмов во имя одной святой не простое совпадение. Оно объяснялось тем. что у местных жителей издавна существовало верование, что именно в этих местах преподобномученица Параскева претерпела свои последние страдания и приняла мученический венец, а целебный источник забил на месте ее казни.

В 1783 г. Крым был присоединен к России, что повлекло   за собой массовый выход крымских татар в Турцию.      Этим событиям предшествовало переселение крымских    христиан в Приазовье в 1778 г., когда более половины    христианского населения покинула Крым. Вследствие этого большое количество крымских земель пустовало.

Государственная же политика того времени    предполагала активное заселение этих территорий, и в рамках этой политики в Крым хлынули переселенцы из различных губерний России и переселенцы-колонисты из Западной Европы. Кроме того, множество земель щедро раздаривалось. В частности, в 1787 г. императрица Екатерина II во время путешествия по Крыму пожаловала своему камердинеру, таганрогскому греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Правитель Таврической области В.В. Каховский докладывал князю Потемкину: “По повелению Его Светлости план дачи для Захара Константиновича препровождаю. Оная лежит близ Кишлау. Местоположение приятное, земля хорошая и все выгоды к хозяйству имеются”. Действительно, по обилию воды и хорошей почвы долина была одной из плодороднейших в Крыму.

С тех пор урочищем Топлу с чудотворным источником владели потомки Захара Зотова, а ко времени описываемых событий оно перешло по наследству к Феодоре Алексеевне Зотовой. У Феодоры была родная сестра, Ангелина Алексеевна, вдова титулярного советника, губернского секретаря Юрия Ламбири, умершего в 1860 г. Будучи бездетною и не имея наследников, она решила еще при жизни вложить свои средства в богоугодное дело. Хорошо зная, что за источник находится в их владениях, она приобрела у Феодоры 230 десятин хлебопахотной, сенокосной, садовой и лесной земли, приобрела с определенной целью – Ангелина Ламбири хотела, чтобы здесь открылась обитель во имя св. преподобномученицы Параскевы, где женщины, склонные к иночеству, могли бы найти приют, ведь тогда в Крыму не было еще ни одного женского монастыря.

29 июня 1862 г. Ангелина Ламбири обратилась к епископу Алексию с просьбой об учреждении при источнике женской обители и сообщила, что приносит в дар приобретенные ею 230 десятин земли. При этом было поставлено условие, что половина доходов с земли пойдет на содержание обители, а вторая половина будет пожизненно выдаваться сестрам Ангелине и Феодоре, которые хотели проживать в монастыре. После смерти сестер земельный участок переходит в единственное и вечное владение монастыря. Легко представить, с какой радостью было встречено это известие. То, что составляло главное препятствие – частная собственность – было устранено, и к тому же самым благочестивым и богоугодным образом.

Пока Святейший Синод рассматривал ходатайство об испрошении Высочайшего соизволения на открытие обители и на принятие дара, высокопреосвященный Алексий начал действовать. 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с.Салы (ныне с.Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.

Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.

Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.

В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля 1863 г., Владыка Алексий при большом стечении  народа торжественно освятил вновь сооруженную  церковь, и с того дня в ней начались богослужения.  Сначала для служения сюда был направлен из  Кизилташской киновии престарелый иеромонах Павел,  бывший при этом храме до 1868 г., а потом его место  занял иеромонах Бахчисарайского Успенского монастыря Прокопий, который долгие годы был духовным наставником насельниц Параскевиевской обители.

Топловский монастырь открылся 25 сентября 1864 г. В это день, в 9 часов утра, на монастырскую гору поднялся крестный ход из Вознесенской церкви села Кишлав, с иконой преподобного Сергия. Владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после молебна в церкви св. преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию, в конце которой обратился со словом наставления девяти насельницам обители, среди которых была и престарелая болгарка Константина.

Для вновь открытой обители из правил, принятых в Арзамасской, Ардатовской, Дивеевской и Звенигородской женских общин, консистория составила устав, примененный к местным условиям. 25 января 1865 г. владыка Алексий передал его через игумена Парфения подвизающимся в обители. Помимо этого, игумена Парфения назначили попечителем монастыря; он должен был в необходимых случаях помогать сестрам в деле устроения обители и избрать настоятельницу монастыря.

В 1868 г. владыку Алексия сменил на Таврической кафедре преосвященный Гурий (Карпов). Новый владыка, как и его предшественники, уделял монастырю много внимания. Это благодаря ему обитель была введена во владение землею, и он же поручил временно, до избрания игумении, заведовать монастырем монахине Надежде (в 1894 г. она была пострижена в схиму с наречением имени Нафанаилы). При ней возле монастырской церкви был построен одноэтажный дом, где были устроены кельи для сестер, что было насущно необходимо. Первые годы существования обители были очень тяжелы: сестры бедствовали, жили в построенных своими руками хижинах-землянках, мало отличавшихся от землянки болгарки Конастантины-Параскевы, нищенски одевались и весьма скудно питались, но усердная молитва в монастыре не угасала, и богослужение совершалось беспрерывно.

В 1872 г. монахиню Надежду по благословению епископа Гурия сменила монахиня Аполлинария, перешедшая сюда в 1869 г. из Одесского Свято-Михайловского женского монастыря. Она управляла монастырем всего два года, но сделала для обители немало: были построены  трапезная с кухней, дом для священника и скотный двор. Все строилось на скромные монастырские сбережения, а материал для построек сестры в основном заготавливали сами.

Высокопреосвященный Гурий не переставал искать настоятельницу монастыря, которой можно было всецело вверить созидание обители. Он переписывался с настоятельницами женских монастырей, прося их подыскать из числа сестер лиц, способных управлять обителью. Случайно об этом узнала игумения Московского Страстного монастыря Валерия и изъявила желание перейти в Топловскую обитель. Желание это было продиктовано прежде всего тем, что игумения Валерия, в миру баронесса Боде, была крымчанкой, она родилась в Судаке, и конечно же, узнав об открытии в родных местах женской обители, захотела потрудиться над ее устроением. По ходатайству епископа Гурия Святейший Синод в 1875 г. переместил игумению Валерию на должность настоятельницы Топловского Параскевиевского монастыря. Игуменией Валерией руководили самые благородные и чистые стремления, получившие, к сожалению, печальное воплощение: она начала новые постройки, весьма неудачные (дом, построенный ею, очень быстро стал аварийным и впоследствии был снесен), наделала долгов, и в начале 1877 г. покинула монастырь.

После столь неудачного выбора преосвященный Гурий на время отказался от поисков игумении, и учредил монастырский совет, состоящий из председательницы, казначеи, благочинной и экономки. Председательницей совета по управлению монастырем стала монахиня Манефа, казначеей – послушница Алевтина, благочинной – послушница Капитолина (впоследствии монахиня Варсонофия), и экономкой – послушница Вера. Секретарем совета Владыка Гурий назначил послушницу Вячеславу. Думается, что учреждение совета вместо назначения игумении было на тот момент весьма разумным – монастырские дела и хозяйство были в печальном состоянии, накопились долги, требовались большие усилия для разрешения этих проблем, и одному человеку это было бы просто не по силам. Положение монастыря было действительно затруднительным, и как тут не вспомнить помощь преосвященного Гурия, дававшего не только практические советы: Владыка ссудил обители 1500 рублей, из которых 1000 оставил впоследствии монастырю по духовному завещанию.

Преосвященный Гурий за 14 лет своей подвижнической деятельности на Таврической кафедре значительно упрочил позиции православия в Крыму. Трое Таврических первосвященников – Иннокентий, Алексий и Гурий – возвели мощный фундамент, и их последователи до самых 20-х годов XX в. лишь в той или иной степени поддерживали здание православия. Все эти крымские владыки принимали участие в судьбе Топловской обители, и, вспоминая о годах становления монастыря, нельзя не вспомнить с благодарностью этих трех архипастырей.

Следуя наставлениям преосвященного Гурия, монастырский совет начал мало-помалу приводить дела обители в порядок, благосостояние ее росло. Этому росту в немалой степени способствовали помощь и пожертвования богомольцев. Можно с уверенностью утверждать, что ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много и так щедро, как Топловскому; были пожертвования весьма значительные: крупные денежные суммы, дома, земельные участки и пр. Имена многих благотворителей дошли до нас, и мы можем отдать им нашу скромную дань памяти.

Строгая экономия сестер в сочетании с пожертвованиями поправили монастырские дела настолько, что обитель со временем стала даже делать некоторые приобретения. В 1880 г. вдова унтер-офицера Мария Петровна Киркина на свои личные средства и на собранные ею пожертвования приобрела земельный участок в 125 десятин, примыкающий к обители, и принесла его в дар монастырю. В 1884 г. монастырь был введен во владение этим участком.

В 1882 г., после кончины преосвященного Гурия, на Таврическую кафедру был назначен епископ Гермоген (Добронравин), который, подобно своим предшественникам, заботился о Топловской обители. Ему предстояло закончить нелегкое дело, тянущееся более двадцати лет: тяжбу с Феодорой Зотовой, одной из сестер, пожертвовавших монастырю землю, на которой он располагался. За это время сменилось несколько епископов, умерла сестра Феодоры – Ангелина, но Феодора Зотова с нечеловеческим упрямством продолжала судиться с монастырем. Но наконец-то сделка состоялась, и 1 февраля 1883 года по контракту, заключенному у симферопольского нотариуса Житинского, Феодора Зотова отказалась от пожизненного половинного дохода с земли, которую ее сестра Ангелина Ламбири пожертвовала монастырю, с тем, чтобы монастырь уплатил ей единовременно 5000 рублей. Эти деньги были уплачены, и монастырь наконец-то приобрел право на полное распоряжение землей. Этот день был одним из самых светлых и радостных в обители, сестры со слезами радости благодарили Господа Бога и преподобномученицу Параскеву, ибо только с этого момента монастырю обеспечивалась полная стабильность существования.

Обитель продолжала расширяться, приобретая смежные участки земли. Так, в 1884 г. монастырский совет приобрел за десять тысяч рублей участок в 124 десятины, и опять же на эту покупку половину суммы пожертвовала М.П. Киркина, а вторую половину монастырь уплатил в несколько сроков из своих, с большим трудом собранных, средств.

После столь крупных покупок денег на строительство внутри обители почти не оставалось, но монастырский совет все-таки смог сделать самое необходимое. В1880 г. были перестроены монастырская баня и прачечная, при них были вырыты колодцы, куда по трубам провели родниковую воду. Это значительно облегчило труд сестер, которым уже не надо было носить тяжелые ведра. На святом источнике в 1882 г. устроили резервуар, выложенный местным гранитом; прилегающую к источнику площадку выложили таким же камнем. В маленькой часовне над источником был устроен иконостас, где среди других образов находился список с чудотворной иконы, некогда обретенной здесь. Возле церкви св. преподобномученицы Параскевы устроили небольшой фонтан, где на гранитном постаменте был укреплен мраморный крест. Водяные струи ниспадали с креста в бассейн, вокруг которого был разбит небольшой, но прекрасный цветникВоду в фонтан провели по трубам из источников, расположенных выше монастыря. Этот бассейн сохранился до наших дней. И, наконец-то исполнилась мечта богомольцев, чающих исцеления, – в 1883 г. на источнике св. Параскевы была устроена купальня из двух отделений, резервуары которой наполнялись водой из целебного источника. Здесь же находился большой бассейн, служивший для монастырских нужд, вода в который была проведена из святого источника.

Владыка Гермоген был переведен на Псковскую кафедру, а его место в сентябре 1885 г. занял преосвященный Мартиниан (Муратовский), принимавший деятельное участие в благоустроении Топловской обители.В  1885 году благоустроили дорогу, ведущую в монастырь. Эти работы потребовали значительных средств, но были необходимы, так как дорога е монастырь шла вдоль  обрывов и имела несколько крутых поворотов, для безопасности их оградили деревянными столбиками. От Топлу дорогу в монастырь указывал большой белый крест, с одной стороны его была икона святой Параскевы, а с другой икона Казанской Божией Матери.  В 1886 г. на речке Мокрый Индол соорудили мельницу. Правда, мельница могла работать только весной и осенью, когда дожди наполняли реку водой. За это время монахини успевали заготовить запас муки для обители на целый год. И хоть мельница не приносила дохода, ее устройство облегчило труд монахинь, которым приходилось по нескольку недель ожидать своей очереди на соседних мельницах.

В последующие годы монастырский совет принялся за расширение и престройку церкви св. Параскевы, которая стала уже мала для обители В 1887 году, по благословению владыки Мартиниана, церковь перестроили и увеличили по плану, составленному гражданским инженером Агиенко. Сквозную галерею, окружавшую храм, обнесли каменной стеной и непосредственно соединили с церковью. 24 июля 1888г. преосвященный Мартиниан вновь освятил перестроенный храм. В том же году к церкви пристроили новую каменную колокольню, крытую железом; кресты с шарами на церкви и колокольне были вызолочены. Заново отделали и иконостас в храме: выкрасили светло-розовой краской и позолотили. Перед клиросами устроили два боковых небольших иконостаса, также крашенных с позолотою. На устройство этих иконостасов Т.И.Мальчевская пожертвовала 300 рублей.

За плодотворную деятельность члены Монастырского совета были награждены епархиальным начальством. В 1885 году председатель совета монахиня Манефа была возведена в сан игумении, а члены совета казначея Вячеслава и благочинная Капитолина удостоены грамот. В 1889 году игуменью Манефу сменила монахиня Параскева, бывшая послушница Вячеслава. 16 июня 1889 года она была пострижена в монашество с именем Параскевы епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом, а 26 июля 1890 года возведена в сан игуменьи и управляла обителью до 1928 года, то есть до ее закрытия.

Строительство шло непрерывно. Обитель была любима паломниками, сюда, особенно в летние месяцы стремилось множество богомольцев. Необходимо было строить для них гостиницу. И летом 1889 г. сестры приступили к ее сооружению. Через год двухэтажная гостиница была готова, и 26 июля 1890г., в день монастырского праздника, приняла богомольцев под свой покров. Вместе с гостиницей была построена для богомольцев кухня с трапезной. В 1891 г. снесли старый аварийный дом, построенный когда-то первой игуменией Валерией, и на его месте построили двухэтажный, архитектурносхожий с гостиницей дом. В 1893-94 г.г. к гостинице пристроили помещения для лошадей и экипажей приезжающих; построили конюшни и сараи для монастыря, возвели часть монастырской стены, которой впоследствии была обнесена вся обитель.

На рубеже веков строительство шло полным ходом. В 1897г. была начата постройка больницы на 12 коек с домовой церковью во имя иконы  Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», богадельни для престарелых и нескольких келий.12 октября 1899г. состоялось освящение церкви и больницы, которое совершил епископ Таврический Николай в сослужении благочинного крымских монастырей архимандрита Исидора и монастырского духовенства. Церковь соединялась с больницей коридором. Ее иконостас прекрасно расписали сестры монастыря. Все эти постройки были возведены, когда монастырем управляла игумения Параскева.

Топловская обитель практически не имела своих капиталов, жила своим трудом, а начатые постройки надо было продолжать. В надежде на значительный доход на монастырских землях на 25 десятинах был заложен фруктовый сад. Благодаря тщательному уходу и хорошо продуманной оросительной системе, монастырский сад стал едва ли не лучшим в Крыму; он давал великолепные сорта яблок, высококачественный урожай экспортировался и приносил значительный доход. Это позволяло вести строительство и расширялось хозяйство. В саду была устроена пасека, для его увеличения постоянно расчищались от лесной поросли новые территории.

При матушке Параскеве Топловский монастырь пережил свой наибольший расцвет. Обитель выглядела как райский сад: здесь цвели 200 сортов роз и 150 сортов сирени, был насажен парк с редкими растениями. Имелась прекрасная библиотека, живописная и золотошвейная мастерские. Образцовое хозяйство включало 35 гектарфруктового сада, пасеку, огород, пруд с рыбой, две мельницы. Яблоки из Топловского монастыря вывозили на международные выставки в Париж, и там они занимали призовые места. Работали свои мастерские: сапожная, столярная, слесарная, швейная…  В монастыре были своя гостиница, кухня с трапезной, административный корпус, конюшни и сараи, скотный двор.

Игумении Параскеве предстояли многие труды, но одним из главных дел стало строительство собора во имя Живоначальной Троицы. Несмотря на то, что церковь св. Параскевы была перестроена и расширена, она все-таки была невелика для растущей обители. Огромно было желание сестер построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, так как церковь святой Параскевы была мала, и вновь возведенные монастырские постройки скрывали ее от глаз паломников, но не хватало денег.

Монастырский совет решил постепенно готовиться к строительству и испросил разрешение в Управлении Государственных Имуществ заготавливать камень на горе Оби-кир, что в пяти верстах от обители. Матушка игумения решилась начать строительство величественного храма. Владыка Мартиниан благословил это решение и 24 июля 1894 года с духовенством совершил торжественное освящение места и закладку нового храма.

Проектировал  новый храм архитектор Валентин Августович Фельдман. Планировалось  построить его  в чисто русском стиле XVII в., двухэтажным. В нижнем этаже располагалась бы церковь во имя  св.прпмчц. Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики. Верхний  храм должен был быть трехпрестольным: главный престол во имя Святой Троицы, северный – Архистратига Михаила, южный- Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний на 200 человек. Сметная стоимость собора составляла сто тысяч рублей.

Сумма эта для монастыря была огромной , обитель такими средствами не располагала. Преосвященный Мартиниан ходатайствовал о помощи в строительстве перед обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, и тот прислал из Медынцевского благотворительного капитала 3000 руб., граф Н.Ф. Гейден в память о рождении дочери Марии пожертвовал  9000 руб. Помещик Таврической губернии П.В.Попов принес в дар еще  5000 руб. Благодаря этим трем  крупным вкладам можно было вести строительство и пригласить опытных строителей. По заключенному  с подрядчиком условию сооружение собора должно вестись в течение 10 лет, и закончить его не позже 1905 года. Строительство собора не было закончено по причине войны, революции, закрытия монастыря. В 1929 году собор был взорван.

Сейчас милостью Божией собор в честь Живоначальной Троицы восстанавливается.

Монастырь рос и расширялся. В 1901 г. игумения Параскева представила на рассмотрение Таврическому губернскому правлению план местности и участка земли в Старом Крыму с просьбой утвердить проект постройки дома и часовни при нем. Проект был утвержден. Этот участок пожертвовал обители действительный статский советник Н.А. Султан-Крым-Гирей.

Настоятельнице и сестрам приходилось часто ездить в Симферополь к епархиальному начальству. Останавливаться им было негде, от чего испытывались неудобства. В 1885г. симферопольский мещанин Федор Кашунин оставил по духовному завещанию монастырю свой дом при условии, что монастырь уплатит его наследникам 1300 руб. Это условие было выполнено, 9 августа 1888г. Симферопольским окружным судом был введен во владение имуществом, и сестры получили в Симферополе подворье, которое назвали Казанским. Это было скромное здание и подворье получилось небольшим. Однако оно решало многие проблемы, и для монахинь это пожертвование оказалось истинным благом.

Феодосийское подворье было совершенно иным. Граф Н.Ф. Гейден, всегдашний благотворитель Топловского монастыря, в 1887г. пожелал пожертвовать в пользу обители свою дачу, называемую мыза Кафа. Граф хотел, чтобы она была названа Казанским подворьем, и в нем были устроены церковь, приют для богомольцев и начальная школа для девочек. Об этом было возбуждено ходатайство перед Святейшим Синодом.   Решения пришлось ждать два с половиной года. Жители Феодосии в 1892г. пожертвовали обители прилегающий к подворью земельный участок в 689 кв.саж., на котором был построен собор в честь Казанской Божией Матери.

Пока на постройку храма денег не было, баронесса М.П. Фредерикс и М.С. Сабинина подарили монастырю переносную деревянную церковь, владыка Мартиниан 22 октября 1891г. освятил ее во имя св.вмч. Пантелеимона.Богослужения совершались ежедневно. Постройка школы осуществилась на средства вдовы статского советника А.В. Позерн. На средства графа Гейдена подворье было обнесено высокой каменной стеной со Святыми воротами, где находилась часовня Казанской иконы Божией Матери. Подворье имело вид настоящего монастыря.

Монастырь имел  два хутора. Один- у подножия горы, на которой он располагался. Этот хутор был чисто хозяйственного назначения: сюда свозилось сено и пшеница, производился обмолот зерна и пр. На этом хуторе всегда жило несколько сестер. Второй хутор получил название «Пятница»  — прямой перевод греческого слова «Параскева». Он находился в трех верстах от монастыря на речке Мокрый Индол. Возле речки были разбиты огороды, а за огородами был заведен питомник для саженцев деревьев, а еще далее был насажен фруктовый сад.

Тяжелые годы войн и революций почти не отразились на образе жизни монастыря. Став духовным центром, он объединил всех христиан, которые приходили в обитель за поддержкой и утешением, вместе с сестрами просили в молитве победы над врагом, мира и спокойствия своей стране. В годы Первой мировой войны монастырь оказал материальную помощь армии, отсылал на фронт лекарства, бинты.

Но смутные времена всегда поднимают со дна человеческой души самое злое, и тогда, забыв о святынях, люди думают об обогащении. 17 января 1919 года в монастырской церкви шло богослужение. В рано наступившей зимней темноте по верхней лестнице из леса в сад спустились восемь вооруженных людей и направились к парадному крыльцу дома игумении. Монастырские сторожа, вооруженные японскими винтовками, засели за кирпичами у главной площади и открыли беспорядочную стрельбу вверх. Завязалась перестрелка, нападавшие отвечали, не переставая ломиться в покои игумении. В это время у сторожей кончились патроны, они пошли к экономке за новыми и вновь стали стрелять. Монахини, напуганные выстрелами, умоляли сторожей прекратить стрельбу во избежание жертв. Поскольку было очень темно, в перестрелке никто не пострадал.

Грабители ворвались в игуменские покои, разбили конторку и шифоньерку, и, стуча прикладами о пол, требовали от казначеи — сестры Сергии — монастырскую кассу. Денег искали повсюду — у послушниц, в больничной церкви, где посмели стрелять, и в других помещениях. У стариков-священников забрали два настольных креста, из алтаря похитили вызолоченный крест. Бандиты разделились на две группы: первая вынесла из покоев игумении все, что было возможно — серебряные ложки и вилки, ботинки, часы, винтовку и прочие; другая же отобрала у экономки сестры Магдалины сданные ей на хранение деньги — монастырские, принадлежащие монастырским рабочим и свои личные, Сестра Магдалина спрятала шкатулку с деньгами на чердаке амбара между старыми досками, но тайник был обнаружен. У проживавшей во флигеле престарелой графини Татищевой похитили четыре золотых кольца. После ограбления нападавшие избили казначею. Вот тогда-то, скорее всего, и была похищена монастырская святыня — Казанская икона Богородицы. Может быть, бесчинства еще продолжались бы, но остальные налетчики стали торопить активных участников банды. Они поспешно скрылись в лесу, уйдя по шоссе. Бандитов было 21.

В монастырь на автомобилях прибыл отряд во главе с начальником уезда И. И. Спичаком, который осмотрел окрестности. В деревне Орталан были задержаны подозрительные лица, служившие в Красной гвардии, у них нашли винтовки. Дальнейшие розыски продолжались, но конкретных результатов не дали.

Кто же были эти грабители? Скорее всего, судя по количеству бандитов и их вооружению, это были «зеленые», укрывавшиеся в горах в годы гражданской войны, Кстати, чуть более года спустя, 22 апреля 1920 года при подобных обстоятельствах был совершен налет на Кизилташский монастырь, который также ограбили, унеся вместе с деньгами все документы.

Перемены в жизни монастыря начались с установлением в Крыму Советской власти. 23 марта 1921 года в Топловский монастырь прибыла комиссия, которая составила опись всего церковного имущества. Монастырские земли, постройки, инвентарь и рабочая сила перешли в ведение Топловского совхоза, а мебель — санаторно-курортного управления. Монахини и послушницы образовали трудовую общину, которую назвали «Женский труд», и обратились в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме с просьбой передать им в бесплатное пользование имущество церквей, находящихся на территории общины. Властям было невыгодно просто закрыть монастырь, они предпочли сохранить образцовое хозяйство, оставив монахинь в качестве работниц.

В голодный 1922 год из Топловской обители были изъяты 15 предметов из золота и серебра. Но уже с 1923 года отношение государства к церкви изменилось, монастыри и церкви закрывались по всей стране. 5 октября 1923 года на заседании Президиума КрымЦИК было принято решение о ликвидации сразу трех монастырей: Космо-Дамиановского, Кизилташского и Топловского. Спас Топловский монастырь, как ни странно, фруктовый сад — гордость обители. Техник-инструктор Государственного земельного имущества Крыма В. Н. Лукьянчиков сделал доклад о хозяйственной деятельности монастыря, в котором отметил, что «в смысле обработки бывший сад монастыря может смело занять одно из первых мест среди садов Крыма. Община, арендовавшая сад, не считаясь с особенностями плодоношения, производит полную ежегодную обработку всему саду, чего не достигает большинство арендаторов других садов, производя некоторую обработку только той части, которая обещает быть с урожаем. Благодаря ежегодной и полной обработке молодые насаждения быстро и правильно развиваются, плодоносящие деревья имеют здоровый вид и могучую крону». В докладе было отмечено, что в идеальном порядке содержатся также постройки, инвентарь и все прочее имущество. Это сыграло положительную роль; решение о закрытии монастыря отменили, имущество и земли передали трудовой артели. В 1924 году закрыли монастырские храмы, что вызвало недовольство не только монахинь, но и жителей окрестных деревень. Бывший армянский храм передали музею.

В монастырь была направлена комиссия, которая указала на существующие недостатки: не ведется политико-воспитательная работа, есть библиотека, но ею никто не пользуется, фактически артелью руководят монахини, возглавлявшие монастырь, и сохраняется уклад монастырской жизни.

7 сентября 1928 года состоялось заседание Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и военморских депутатов Крымской АССР, где постановили: сельхозартель «Женский труд», как лжеоперативную организацию ликвидировать. Это был конец, монастырь был закрыт окончательно. Монахинь разогнали, особо недовольных отправили в Симферополь. Через три месяца после закрытия монастыря скончалась игуменья Параскева (1849-1928). На территории сельхозартели  в 1929 г. создали совхоз с символическим названием «Безбожник». Работники этого совхоза в короткий срок развалили отличное монастырское хозяйство, которое десятилетиями создавали нелегким трудом монахини Параскевиевского монастыря.

В 1933 году на территории монастыря организовали экспериментальную базу Крымской плодово-ягодной опытной станции. От монастыря остались лишь постройки, старые склепы и надгробия, тенистый парк, фонтан. Да еще долго в народе ходили слухи о спрятанных монахинями сокровищах, некоторые даже искали их, но не нашли. В годы Великой Отечественной войны в зданиях станции устроили штаб гитлеровцы. В 1942 году его разгромили партизаны, уничтожив средства связи и важные документы. А 13 апреля 1944 года в бою за освобождение села Учебное погибли четверо бойцов, они похоронены на кладбище, где им поставили памятник.

После войны в Учебном организовали сельскохозяйственную школу, в которой готовили садоводов и виноградарей. Впоследствии в этом живописном месте с чистым лесным воздухом открыли пионерский лагерь «Тополек».

Возрождение Топловского  женского монастыря началось в 1992 году, когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма «Всех скорбящих Радость». Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная.

Первую Божественную литургию 8 августа 1992 года совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец(ныне почивший), настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храм не пустили, поэтому служба была в сквере, под открытым небом.  После литургии провели молебен с водосвятием. Этот день совпал со 130-летием со дня закладки первого монастырского храма.

8 июня 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря, его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай)(ныне почившая), возведенная в сан игумении. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 года, а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 году в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы.

Игумения Параскева (Нина Михайловна Тищенко) родилась 19 сентября 1946 года в Черкасской области. Окончила Черкасский педагогический институт, изучила три иностранных языка: английский, французский и испанский. Преподавала в школе и в сельскохозяйственном техникуме. В Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это ее дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 году приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 году ее возвели в сан игумении. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев.

В настоящее время в обители живут около сорока насельниц. У сестер свое хозяйство: огород, коровы, куры, небольшая пасека.  В монастыре за годы возрождения восстановлены храмы, открыты купели, отремонтированы трапезная, просфорная, гостиница. Идут другие ремонтные и строительные работы. В настоящее время монастырю передан принадлежавший ему ранее пруд, в котором матушки начали разведение рыбы. Мечтают монахини возродить мельницу, знаменитые на весь Крым в своё время сады, водопровод из горных источников. Но самое главное, в монастыре идет восстановление  Свято-Троицкого собора, недостроенного и взорваного в 30-е годы 20-го века. Так же расширена и заасфальтирована дорога, ведущая в монастырь. В монастыре устроена пекарня, где сестры с молитвой выпекают хлеб, рождественские агнцы, пасхальные куличи и для нужд обители, и для паломников, гостей монастыря.  Действует монастырская швейная мастерская, где шьется церковное и монашеское облачение.

Милостью Божией, монастырь возрождается. Богослужебный круг молитвы не прерывается, сестры читают неусыпаемую псалтирь.

https://www.toplovskyi.ru